Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31 «Улыбка».
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа разработана для МБДОУ «Детский сад
№ 31 «Улыбка» с учетом примерной общеобразовательной программы ДО «От рождения
до школы», под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.,
Мозаика-Синтез, 2015 г., региональной программой под редакцией М.И. Шурпаевой и
М.М. Байрамбекова.
Форма
обучения: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет, продолжительность обучения на каждом этапе – 1 год.
Языки
на которых ведется обучение: русский язык.
Формы организации обучения в
ДОУ
Форма организации обучения - это способ организации
обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
·
по количественному составу участников,
·
характеру взаимодействия между ними,
·
способам деятельности,
·
месту проведения.
В детском саду используются фронтальные,
групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации
обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства),
однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный
дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими
детьми.
Групповая форма организации
обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится
на подгруппы. Основания для
комплектации: личная симпатия, общность интересов,
но не по уровням развития. При этом
педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе
обучения.
Фронтальная форма организации
обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При
этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность
художественного характера. Достоинствами формы являются четкая
организационная структура, простое
управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;
недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой
организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является
непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно
образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в
соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД
проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. Непосредственно
образовательная деятельность организуется по всем направлениям
воспитательно-образовательной работы с детьми.
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа МБДОУ
«Детский сад № 31 «Улыбка» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного
образования. Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет
с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к
условиям реализации Программы. Программа направлена на создание условий
развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами
деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие
ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные
области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в
себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной
программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования:
- ребёнок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
-способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
- ребёнок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка
развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок
проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.;
- ребёнок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Содержательный
раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное
развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть
Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех
пяти образовательных областях: коммуникативно-личностное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие. Обязательная часть разработана на основе примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой. Вариативная часть представлена региональной образовательной программой
образования Республики Дагестана, авторы:
М.И.Шурпаева, М.М. Байрамбеков, целью которой является развитие
духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами
региональной культуры республики Дагестан. Выбор данного направления для части,
формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
В
содержательной части программы также представлены особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия
педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении
разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в
осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей
последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными
представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через
непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством
создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Система
взаимодействия с родителями включает:
-ознакомление
родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом
участия родительской общественности в жизни ДОУ;
-ознакомление
родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и
социальное развитие ребенка;
-дни
открытых дверей;
-выставки,
конкурсы, театр;
-консультации,
семинары-практикумы для родителей и др.
Организационный раздел содержит описание
материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим
дня, а также способы направления поддержки детской инициативы, особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации
предметно-пространственной среды.