25.02.2019
ЭССЕ «Я - ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ»
Все
профессии нужны, все профессии важны. … Эту фразу мы слышим с детства. Когда же
приходит время выбрать свою будущую профессию, мы понимаем, насколько это
верно. У молодого человека возникает множество вопросов, на которые он ищет
ответы: кем быть, какую выбрать профессию? В конце концов эти ответы,
правильные или не очень, он находит.
Став
взрослой, я часто размышляю о том, почему я, будучи еще совсем юной, выбрала
для себя этот жизненный путь, связанный с психологией. Задумываюсь над тем, что
значит для меня психология, что представляю я для психологии. Теперь я понимаю,
что еще в школе я заинтересовалась этой наукой, мне всегда было интересно
познавать внутренний мир знакомых и незнакомых мне людей, раскрывать тонкости
человеческого сознания. После школы я поступила на факультет педагогики и
психологии Дагестанского государственного педагогического университета,
продолжила свое обучение в магистратуре при этом же факультете, несколько лет работала
на кафедре психологии. Но со временем поняла, что мое предназначение –
дошкольная психология.
Я
все больше убеждаюсь, что можно только позавидовать профессии психолога,
поскольку она дает потенциал творческого и духовного развития. Отдавая себя
этой профессии, чувствуешь собственную значимость, получаешь колоссальное
удовлетворение от выполненного, от осуществления своей миссии и предназначения.
Моя профессия – это форма самопознания самой себя и окружающих тебя людей, с её
помощью во многом изменяются взгляды на свою жизнь и события в ней.
Ни
для кого не секрет, что любой труд, занятие любой профессией требуют немалых
сил, больших эмоциональных затрат. Несмотря на это, я стараюсь пройти свой
профессиональный путь с улыбкой. Доброжелательно, с улыбкой начинаю
индивидуальные или групповые занятия с детьми, общаюсь с педагогами и
родителями, обратившимися ко мне за консультацией.
Реализация
моих способностей как педагога - психолога происходит как в педагогической, так
и в общественной жизни нашего учреждения. Поскольку я являюсь членом
профсоюзного комитета, то с учетом моих профессиональных знаний и
организаторских способностей стараюсь для всех работников создать благоприятные
условия труда и отдыха.
Большое
значение для меня имеет характер отношений с коллегами по работе, с родителями
наших воспитанников, со всеми меня окружающими людьми. Понимаю, что главную,
связующую роль в этих отношениях играет ребенок. Для меня важно понимать его
состояние, настроение, для чего необходимо быть с ним искренним. Вполне
согласна с В.А. Сухомлинским, который считал следующее. Ребенок, который
окружен враждой, становится агрессивным; постоянная критика вызывает в ребенке
ненависть; высмеивание ведет к замкнутости; упреки вызывают непреходящее
чувство вины; ребенок, растущий в терпимости, учится лучше понимать других;
подбадривание приводит к вере в себя; похвала учит ребенка быть благодарным;
обстановка безопасности воспитывает веру в людей; понимание и дружелюбие учат
ребенка любить. Такая установка стала для меня определяющей в моей
профессиональной деятельности. Для меня важно понимать, насколько нашим детям
уютно и комфортно детям у нас в саду, стараюсь создать им уютную, располагающую
обстановку у себя на занятиях. Как правило, у меня с детьми налаживается полное
доверие и взаимопонимание.
Бывает,
меня спрашивают: педагог-психолог – это призвание или профессия? Размышления по
этому поводу привели меня к такому мнению. Думаю, что если психолог сводит свою
работу к применению различных методик и технологий, то здесь речь идет о
профессии, а перед нами – профессионал. В том случае, когда у психолога наряду
с использованием всех профессиональных приемов наблюдается сохранение
собственного «я», когда он ошибается и учится, растет вместе со своими
подопечными, а их занятие или консультация напоминает скорее игру или песню, то
мы наблюдаем призвание. Думаю, поиск своего призвания для каждого человека
означает поиск смысла своей жизни и своего таланта. Тогда можно говорить, что
ты обрел свой путь и свое предназначение.
У
каждого психолога есть предпочтения в выборе направления
своей деятельности, некоторые сочетают в одном несколько направлений. Мне
показалась близкой многогранная, изумительная и волшебная арт-терапия, которой
я не перестаю восхищаться. Объясню, почему я выбрала именно это направление. По
моему глубокому убеждению, преимущества этого метода в его эффективности,
краткосрочности, бережности и наличии больших ресурсов.
Не
будет преувеличением сказать, что насколько профессия психолога глубока и
сложна, настолько же она является интересной и творческой, поскольку имеет
огромное множество приемов, путей и возможностей решения проблем. В своей
работе с детьми я часто использую эбру терапию, методы арт – терапии,
помогающие ребенку проявить свой внутренний мир, познать самого себя. С помощью
этих методов я даю возможность ребенку обратиться к лучшим, самым добрым,
светлым и искренним аспектам своей души. Занятия рисованием, лепкой из
пластилина, выполнение заданий в песочнице позволяют ребенку расслабиться,
раскрыть свой внутренний мир, хотя бы на время побыть в гармонии с самим собой.
Ведь именно такая гармония дает человеку возможность спокойно воспринимать
внешние потрясения, выбирать свой собственный, не похожий на другие, жизненный
путь.
Арт-терапия
– это терапия творчеством, когда творчество дает возможность человеку смягчить
свои переживания, уравновесить психологическое состояние. Таким образом, очевидно,
что эта методика не имеет противопоказаний и имеет довольно мягкий подход.
Подобно тому, как бессознательное отражается через наши сны в художественных
образах, за время арт-терапевтической работы создаются вполне реальные
продукты, которые можно увидеть, потрогать, что-то в них поменять или полностью
изменить. Такое творчество – это своего рода способ коммуникации, который
подходит и детям, и взрослым, поскольку в силу своего возраста дети плохо
осознают и не всегда могут словесно сформулировать свои проблемы. Взрослые же
по каким-то личным причинам затрудняются начать вербально обсуждение проблемы.
Сегодня
я с уверенностью могу сказать, что мой выбор профессии оказался правильным. Моя
профессия отражает мою внутреннюю сущность, мои устремления: я стараюсь помочь
людям разрешать их внутренние противоречия и проблемы, дарю им участие и
понимание, что дает мне ощущение своей значимости и ценности. Я очень хочу,
чтобы мои воспитанники не страшились сложных ситуаций, а уверенно и твердо
преодолевали все преграды и трудности. Я также хочу, чтобы у них выработалось
стремление к взаимопониманию, взаимовыручке, к достижению успеха. И я уверена,
что моя любовь к детям и своей профессии даст мне возможность помочь им в этом.
Для этого я постоянно слежу за новинками в педагогической и психологической
литературе, занимаюсь исследовательской работой, постоянно анализирую
результаты своей деятельности.
В
2017 году прошла курс повышения квалификации в ГБОУ ДПО «ДИРО» по теме «Обновление
деятельности педагога - психолога в условиях модернизации образования». Знания,
приобретенные при прохождении данного курса, помогают мне корректировать
психоэмоциональное состояние всех участников образовательного процесса нашего
учреждения. Эта работа включает помощь детям адаптироваться к ДОУ, снижение у
них уровня психологического дискомфорта, повышение положительных эмоций,
самооценки и уверенности в себе, а также многое другое. Регулярно публикуюсь в
научно-педагогических изданиях Всероссийского и Международного уровня. Придерживаюсь
лозунга: «Не бойтесь расти медленно, бойтесь стоять на месте и не расти
совсем».