14.09.2018
Семинар для родителей: Каждый имеет право»
Организационный момент: перед началом семинара родители выбирают по одной из предложенной геометрических фигурок (желтого и синего цветов). Вначале семинара-практикума узнают, что это деление на две команды и выбирают название (например: «Солнце» и «Луна») и капитана. Представляется жюри.
I этап. Ведущий: Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего семинара: «Права ребёнка и обязанности родителей». Давайте задумаемся – что же такое «право»? (дискуссия)
Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Документы, регулирующие права ребёнка:
«Конвенция о правах ребёнка»
«Семейный кодекс РФ»
«Закон РФ «Об образовании»
Начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с их правами, это неотъемлемый компонент для успешной социализации в обществе (детский сад, школа, профессиональные учебные заведения). Именно взрослые (родители и педагоги) должны дать основные понятия о правах через чтение сказок, рассказов, наблюдения, доверительные беседы, сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, игротренинги…
Один из приёмов этой работы с детьми в детском саду Вы сейчас увидите.
II этап. Занятие с детьми старшей группы (методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», 2008 год, N 3, стр.44; Л.Калинина, «Изучаем права вместе с любимыми персонажами»)
III этап. Ведущий: а сейчас – мини-КВН.Команды приглашаются на сцену.
1. Задание: ответ на прямой вопрос. (Для команды «Луна»)
Вопрос: Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции? Какой из приведённых вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?
1. Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2. право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3. право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4. весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Ответ: Обратимся к первоисточнику. Правильный ответ – четвёртый.
Конвенция признаёт, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
«Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребёнком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья…» (Конвенция о правах ребёнка, ч. 1, ст. 2).
(Для команды Солнце)
Вопрос: Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? Какой из приведённых вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
1. Органы управления Российской Федерации;
2. органы местного самоуправления;
3. образовательное учреждение;
4. родители и другие лица, воспитывающие ребёнка
Ответ: Обратимся к первоисточнику. Правильный ответ – четвёртый.
«Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье; физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (Семейный кодекс РФ, с. 63, п.1)
2. Задание: как в обычном общении с детьми можно объяснить им их права? (Приготовить бумагу и ручки)
Для команды «Луна»: через сказку …
- Волк и семеро козлят;
- Колобок;
- Муха-Цокотуха;
- Теремок;
- Гадкий утёнок;
- Кот, Лиса и Петух;
- Репка;
- Петушок-Золотой гребешок и меленка.
Для команды «Солнце»: через песню …
- Всем на свете нужен дом…
- Пусть всегда будет солнце
- Вместе весело шагать
- Песенка Мамонтёнка
- Облака
3. Практикум: изобразить графически право ребёнка и придумать четверостишие.
(Для команды «Луна») право ребёнка на любовь и заботу
(Для команды «Солнце») право ребёнка на жизнь
Предоставляется слово жюри.
IV этап. Обратная связь (предложить родителям заполнить мини-анкеты):
- Чем полезна для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
Ведущий: Мы с удовольствием отмечаем, что цель семинара-практикума достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо уже сейчас знакомить детей с их правами и узнали некоторые приёмы.
Семинар сопровождался мультимедиа презентацией.